Герой сегодняшнего интервью — один из самых талантливых детей в творческом мире, чья профессиональная биография восхищает и вдохновляет не только его ровесников, но и взрослых актёров и музыкантов: Марк-Малик Мурашкин — 13-летний актёр и пианист, лауреат множества профессиональных конкурсов, участник и финалист популярных телевизионных шоу.
Марк-Малик играет главные роли в спектаклях Московского Губернского Театра под руководством Сергея Безрукова: «Остров сокровищ» (Джим Хокинс), «Малыш и Карлсон» (Малыш), «Волшебная барабанная палочка» (Сёма). Фильмография юного актёра насчитывает около 40 ролей в кино!
Параллельно с актёрской деятельностью талантливый трудолюбивый мальчик профессионально занимается музыкой. Выступает с Губернаторским оркестром Московской области под руководством Сергея Пащенко и другими прославленными музыкальными коллективами.
Марк-Малик — Лауреат многочисленных международных и всероссийских музыкальных и театральных конкурсов, таких как «Шедевры фортепианной музыки», конкурса молодых пианистов им. Е.М. Тимакина и многих других. Дважды обладатель Гран-При в конкурсе художественного слова «4 элемента» при театре Луны; был удостоен специального приза конкурса «О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» при театральном институте им. Б. Щукина.
В этом интервью мы поговорили с Марком-Маликом о разных векторах его насыщенной творческой деятельности, мечтах и планах на будущее.
Марк-Малик — очень редкое, но невероятно звучное сочетание имён! Кто тебя так назвал?
Имя получилось совершенно случайно: родители долго не могли прийти к общему мнению, чтобы имя было многонациональное. Более распространённые варианты, как, например, Руслан и Максим, никто не хотел. Сначала меня назвали Марком, ласково — Марик, а бабушке по маминой линии послышалось Малик, она так и стала меня называть. С лёгкой руки бабушки кто-то меня стал называть Марком, а кто-то Маликом. Так и решили оставить Марк-Малик. Но свидетельство о рождении у меня появилось не сразу: думали долго (прим.ред. -улыбается).
Ты совсем юный мальчик, но у тебя уже такое внушительное творческое портфолио в разных областях: и театр, и музыка, и телевидение… Вспомни свои первые шаги в творчестве, с чего всё началось?
Первый шаг, как и у многих, было довольно случаен: когда мне было пять лет, чтобы развивать голос, дыхание, дикцию, мама привела меня заниматься вокалом при театральной студии. Вокалиста ни мама, никто другой не планировали из меня растить. Через месяц я попал там же в театральную студию и уже через пару недель я участвовал в концерте: читал стихотворение Агнии Барто и пел. Потом там же играл мышонка в спектакле «Теремок». Это и были мои первые шаги в творчестве. Мне очень повезло и везёт до сих пор: мне всегда по жизни встречаются самые лучшие преподаватели, самые верные и преданные призванию профессионалы своего дела. Мои педагоги в театральной студии, заслуженная артистка России Людмила Юрьевна Полянская и замечательный преподаватель Олег Михайлович Зимин, зародили во мне чувство любви к сцене, к публике. Именно они уговорили маму отдать меня в семь лет в музыкальную школу по классу фортепиано, мама совсем об этом не думала. Дальше я стали сниматься в рекламе и начал получать небольшие роли в кино. Моя первая роль — мальчика пианиста.
Потом я стал посещать Детскую профессиональную тренинг-студию кино «Актер» под руководством Стуканова Владимира Михайловича. Благодаря ему я познакомился с Сергеем Витальевичем Безруковым и стал играть в Московском Губернском театре.
Мы правильно поняли, что сначала в твоей жизни появилась её величество музыка, а затем — театральное искусство и кино. Расскажи о своих достижениях как музыканта.
Не совсем так: сначала появился вокал и театральная студия, потом — музыкальная школа. А затем — настоящий серьёзный театр, Московский Губернский театр, и съёмки в кино. Музыка — это моя отдушина. Я бы совсем отменил общеобразовательную школу, если бы это было возможно, и оставил бы только музыкальную. Я сейчас в 7 классе Детской Музыкальной школы Академического Музыкального колледжа при Московской Государственной консерватории. Учусь у заслуженного преподавателя, Мечетиной Ольги Евгеньевны. Обожаю залы консерватории: в них царит особая энергия.
В моём творческом портфолио много различных конкурсов, я являюсь лауреатом престижных телевизионных и всероссийских конкурсов. Принимаю участие в концертах Московского Губернского театра вместе с Губернаторским Оркестром МО под руководством Сергея Пащенко. Когда мне было 11 лет, в большом зале театра при абсолютно полном зале мы вместе с оркестром играли Концерт №2 Сен-Санса для фортепиано с оркестром. Благодарен дирижёру, Сергею Васильевичу Пащенко, и преподавателю, что поверили в меня. Невозможно забыть эти невероятные эмоции! А в 12 лет я играл в Сургутской филармонии с оркестром вместе с Екатериной Васильевной Мечетиной. У нас был потрясающий номер — Джазовая сюита А. Цфасмана, мы по очереди с Екатериной Васильевной чередовали номера. Такие выступления, безусловно, колоссальный профессиональный опыт и фундамент мастерства.
Ты с успехом участвовал во многих телевизионных шоу, в том числе таких популярных, как «Лучше всех» и «Синяя птица». Поделись эмоциями от пленительного мира телевидения: чем тебя особенно покорил полёт «Синей птицы?»
Да, так сложилось, что действительно в моей жизни случилось успешно поучаствовать в разных популярных шоу: и «Лучше всех» в 2018 году, и «Вундеркинды» в 2022-ом, и «Щелкунчик XXIII в 2023-ем., и «Синяя птица » в 2023 году, именно это шоу стало особенным, так как подарило потрясающие знакомства. Я давно мечтал познакомиться с Денисом Леонидовичем Мацуевым, и именно «Синяя птица» осуществила эту мечту.
А ещё так сложилось, что в тот момент мы познакомились и с Евгением Ткачуком: в финале передачи у нас был совместный номер с легендарным произведением «Маленький принц» Экзюпери. А теперь мы вместе с ним в главных ролях снимаемся в художественном фильме «Кулачный бой» (он же — «Волчок»), и благодаря великой иллюзии кинематографа вместе «телепортируемся» в 19-20 век. Это будет потрясающая картина, я думаю, многим она придётся по душе. Скоро фильм можно будет увидеть во всех кинотеатрах страны.
Кто и когда тебя пригласил в Московский Губернский театр?
Были пробы — кастинг на роль Джима в спектакле «Остров сокровищ», так как первый парень, который исполнял эту роль, вырос. Я пришёл на этот кастинг, в котором принимало участие огромное количество людей.
На пробах присутствовали: художественный руководитель МГТ, Сергей Витальевич Безруков, заведующая труппой, Алина Франковна Ивах, директор театра, Лариса Лембитовна Вильясте, худ. руководитель тренинг студии кино «Актёр» Владимир Михайлович Стаканов. Пробы были с взрослыми актёрами, которые участвуют в спектакле. Меня утвердили, так я стал играть на сцене одного из самых лучших театров страны. Обожаю наш театр, и искренне рад, что судьба привела меня в родной и любимый МГТ!
Ты играешь легендарного Джима Хоккинса в замечательном спектакле «Остров сокровищ», это очень масштабная постановка, в которой задействованы многие ведущие актёры МГТ, в том числе художественный руководитель Сергей Безруков. Вспомни свой ввод в этот спектакль.
Для меня это был самый быстрый ввод — практически за 5 дней, всё прошло прекрасно! Возможно, мне помогла моя память: текста было достаточно много. Спектакль масштабный, приключенческий, с довольно сложными мизансценами. Все партнёры — взрослые профессиональные артисты с огромным опытом, они очень меня поддерживали и помогали. Работая с Сергеем Витальевичем, вся труппа заряжается его огромной энергией: всё проходит самым лучшим образом, доставляя колоссальное удовольствие.
В спектакле «Остров сокровищ» параллельно две линии моего персонажа: есть Джим- подросток, которого играю я, и выросший взрослый Джим, который рассказывает свою историю в юности. Так получилось, что я был самый юный Джим в этом спектакле: на момент моего ввода мне было 8 лет, потом уже исполнилось на момент первого спектакля 9, до этого играли 12-летние ребята. Символично, что с этого года мы играем эту роль вместе с первым исполнителем роли маленького Джима — Василием Серёгиным, он уже студент 3 курса ГИТИСа: я, соответственно, играю Джима-подростка, а Василий — взрослого Джима.
В Джиме есть твои черты?
Джим действительно очень близок мне. Я всегда за честность и правду, считаю, что нельзя бросать слова на ветер и нужно всегда отвечать за свои поступки.
Что является для тебя самым сложным и самым интересным в спектакле «Малыш и Карлсон»?
«Малыш и Карлсон» — спектакль очень энергичный. С самого первого появления на сцене всё время находишься в движении, в танцах и в невероятном драйве и позитиве. Я со сцены не отхожу ни на минуту, это, конечно, очень энергозатратно. У нас с исполнителем роли Карлсона даже в нескольких местах по сцене спрятаны бутылочки с водой, потому что иначе невозможно. Ну и на контрасте, в отличие от уверенного честного Джима из «Острова сокровищ», Малыш — это хитрый хулиганистый мальчик, который делает первые шаги в познании мира и самого себя.
В Большом Детском фестивале (БДФ) ты задействован с момента основания фестиваля и даже был Председателем жюри. Насколько сложно оценивать других?
Да, я действительно в составе БДФ с 2018 года: с первого БДФ, все пять лет. В 2020 был председателем детского жюри БДФ. Мне кажется, что с каждым годом выбрать победителей всё сложнее и сложнее. Возможно, потому, что уровень постановок, которые экспертное жюри отбирает для участия в Фестивале, с каждым годом всё выше и выше: что ни спектакль, то просто успех! На голосовании происходит такое! Мы спорим, аргументируем свою позицию, отстаиваем свой выбор, потом считаем количество голосов.
Но, что действительно самое интересное и приятное: мы честно это всё делаем и понимаем, что каждый голос может стать решающим. Руководители фестиваля, безусловно, всегда рядом с нами, но оцениваем, голосуем мы сами. В этом году у меня не получилось быть на фестивале: график и занятость растёт с каждым годом. Но я всем советую смотреть фестивальные спектакли, кино, анимацию. Это может видеть любой зритель — всё доступно!
У тебя уже около 40 ролей в кино! Конечно, каждый образ дорог по-своему, но всё же постарайся назвать 3 -4 самых знаковых и значимых на данный момент свои роли?
Каждая роль мне дорога, это правда. Но в последнее время у меня пошли разнохарактерные, как мне кажется, яркие персонажи.
Сейчас снимаем очень интересную, добрую, светлую историю под рабочим названием «Кулачный бой», он же «Волчок»: история про дружбу, веру, предательство, обман, одиночество. Как я уже ранее сказал, по сюжету это конец 19-начало 20 века. Возрастная категория — 12+. Мой герой — Иван Огарёв, умный разносторонний дворянин, остаётся сиротой, но у него есть дядя, из-за которого и будут различные приключения.
Скоро выйдет в прокат художественный фильм «Хоккейные папы». История про сплочённость, про надежду и мечту. Кстати, однажды моя смена на этом проекте длилась 12 часов — всё это время мы провёли на льду в хоккейной форме. Был перерыв на обед, но пока мы все дружно разделись, поели, тут уже и время одеваться обратно.
Художественный фильм «Мятежники» — драматическая история про трудных детей в детском доме. Мой герой немного заикается, как следствие травмы из-за смерти родителей в автокатастрофе.
Также хотелось бы отдельно выделить сериал «Пальцы», где я сыграл главаря банды ребят в детстве. По сюжету 1996 год, нас пятеро ребят, каждый свой «палец»: когда мы собирались вместе — это был «кулак»! Самый нетипичный для меня герой. Очень благодарен режиссёру Павлу Иванову, что он в меня поверил и увидел меня таким, потому что до этого я не играл таких персонажей, но всегда очень хотел.
Какие проекты с твоим участием сейчас в производстве?
Как раз те, которые я назвал: главные роли в фильмах «Волчок», «Хоккейные папы», «Мятежники», «Пальцы». Также сейчас у меня в производстве фильм Карена Оганесяна, о котором до середины октября пока нельзя рассказывать, и телесериал «Повышая градус». А ещё — телевизионный многосерийный фильм «Плевако» режиссёра Анны Матисон, главную роль в котором играет Сергей Витальевич Безруков.
Согласен ли ты с фразой: «Успех — это путь, а не пункт назначения». О чём мечтаешь в творчестве и в жизни?
Скорее путь. За каждым успехом стоит преодоление: «сейчас не получилось » бывает не один раз. Я за то, чтобы лучше медленно, маленькими шажками, но идти к цели, чем стоять на месте. Считаю, что надо каждый день делать движение вперёд. И часто действие бывает даже важнее результата: результат — это вознаграждение. Я мечтаю стать достойным ЧЕЛОВЕКОМ. Хочется максимально, насколько это возможно, совмещать профессионально и фортепиано, и обучение в ДМШ АМУ при МГК, и кино с театром. Роли растут, программа по фортепиано тоже, но я люблю и то, и то. А если в глобальном плане, то мечтаю о мире во всём мире, и чтобы предательство исчезло.
Беседовала Бурулева Юлия
Фотографии из личного архива Марка-Малика Мурашкина, пресс-служба МГТ И БДФ и Архив World Podium